8 февраля 2012 г.

Беспомощная Личность или Вампир

Наверняка вы замечали, есть люди, после общения с которыми чувствуешь себя уставшим, опустошенным, портиться настроение.  Они как будто выкачивают вашу энергию. Один замечательный психолог, Михаил Литвак, дал название этому феномену - психологический вампиризм.
Психологические вампиры встречаются в семейных, служебных, любовных отношениях и просто в случайных контактах.
И самый распространенный тип вампиризма - это "Беспомощная личность".

Ваш знакомый, или родственник, или коллега рассказывает вам о своей проблеме.  Конечно вы, как отзывчивый человек, постараетесь ему помочь, подсказать, дать совет. Но какие бы разумные вещи вы не говорили, в ответ слышите «Да, но…». Именно в такую игру будет играть с вами Беспомощная Личность.

Например. Встретились две подруги – «Донор», благополучная женщина и «Беспомощная Личность», её подруга, у которой не складывается личная жизнь.
Беспомощная Личность: Неужели я так плохо выгляжу, что мужчины перестали обращать на меня внимание?
Донор: Что если  тебе сменить имидж - обновить гардероб, сходить в салон красоты?
 Беспомощная Личность: Да, но у меня нет лишних денег.
Донор: Можно поискать хорошие вещи на распродаже, а также найти недорогую парикмахерскую.
Беспомощная Личность: Да, но я ненавижу ходить по магазинам, меня это утомляет.
Донор: Почему бы тебе не пойти на какие-нибудь курсы, ты могла бы познакомиться там с интересным мужчиной.
Беспомощная Личность: Да, но я и так сильно устаю за день!
Донор: Почему бы тебе не ложиться спать пораньше, вместо того чтобы сидеть допоздна в интернете?
Беспомощная Личность: Да, но должна же я как‑то развлекаться!
Донор: Ты сама не знаешь, что тебе нужно!
Подруга-донор уходит разраженная, а подруга вампир, получив массу «поглаживаний», с печалью думает: «Жизнь ко мне так несправедлива, вот и последняя подруга меня покинула». И не понимает она, что пора бы уже взять ответственность за свою жизнь на себя, а не спрашивать чужих советов, и не оправдывать свою бездеятельность.

Люди охотно дают советы. Легче всего получить совет, как воспитать ребенка, как лечить те или иные болезни, за кого выходить замуж.  
Кстати, как вы думаете, а чью проблему решает советчик: свою или вашу? Конечно, свою. Он вам говорит, как бы ОН поступил в данной ситуации. Но ведь вы не обладаете качествами этого человека, и у вас свой жизненный опыт.

Как выявить и нейтрализовать Беспомощную Личность? Как вы уже поняли, этот вампир все время жалуется и просит советов, но не следует им. «Почему бы вам не?…» – «Да, но…» - ответ в их стиле. Поэтому, чтобы нейтрализовать Беспомощную Личность, не давайте советов!
Тогда разговор будет протекать следующим образом:
Беспомощная Личность: Моя свекровь совершенно не уважает меня! Упрекает каждое моё действие, что же мне делать?
Донор: Да, ситуация непростая. И что же ты собираешься предпринять?

Дайте отпор психологическому вампиру, и вы сохраните свои нервы! Не забывайте, что давая совет, вы перекладываете ответственность за чужие проблемы на себя!
Лучше задать наводящий вопрос, пусть человек сам придёт к решению своей проблемы.Так поступают хорошие психологи.)

2 комментария:

Степанов Сергей комментирует...

Отличный блог! Оч. полезные советы...

Human комментирует...

Благодарю! Очень приятно, если он приносит пользу!)